• Классификация дисков

    Классификация автомобильных дисков

    Кроме визуальных предпочтений при всей кажущейся простоте выбора необходимо учитывать техническую сторону вопроса: тип диска и его параметры.

    Первое на что следует обратить внимание при выборе дисков это его параметры. Стоит отметить, что автомобильные диски необходимо подбирать, следуя рекомендациям завода производителя вашего автомобиля, которые указаны в инструкции по эксплуатации.

    После того, как вы определились с параметрами, стоит задуматься и о типе диска. Автомобильные диски делятся на стальные, легкосплавные литые и легкосплавные кованые.

    Стальные диски

    Изготавливаются путем штамповки отдельных деталей из листа металла и их последующей сварки.

    Стальной штампованный диск — это, как правило, штатный диск, ограниченный в дизайнерском оформлении, но в то же время очень пластичный и по весьма приемлемой стоимости. Главный плюс таких дисков – это цена. Благодаря этому фактору штампованные диски по-прежнему пользуются высоким спросом, что и позволяет им оставаться востребованными по сей день. Благодаря пластичности диск при сильном ударе или попадании в яму не раскалывается, что, например, запросто может произойти с литым, а гнется, тем самым позволяя продолжить движение.

    Основной недостаток штампованных дисков – это большая масса, ограниченный дизайн и не лучшие антикоррозийные характеристики.

    + невысокая цена и скромный выбор дизайнов

    + защита суппортов и тормозных дисков от грязи.

    - большой вес

    - невысокая точность изготовления, и высокая коррозийность.

    Легкосплавные литые диски

    Изготавливаются путем отлива в форму алюминиевого или магниевого сплава.

    Самые популярные на сегодняшний день из колесных дисков – это литые, или, как их еще называют, легкосплавные. Изготавливаются такие диски методом литья под давлением. Основной материал, который используют при их изготовлении, – сплавы на основе алюминия. Алюминий позволяет уменьшить массу колеса, что в конечном итоге положительно сказывается на динамических характеристиках автомобиля. Ещё один плюс — широкий выбор дизайнерского оформления, отвечающий требованиям самых разных групп потребителей.

    Основным недостатком литых дисков является их хрупкость и низкие антикоррозийные свойства. Литые диски нельзя восстановить при сильной деформации.

    + большой выбор дизайнов и расцветок.

    + высокая точность изготовления, низкий вес относительно стального диска

    - высокая хрупкость конструкции.

    - низкая антикоррозийная способность

    Легкосплавный кованый диск

    Изготавливается из легких алюминиевых сплавов путем прессования под высоким давлением.

    Самыми прочными из всех видов дисков являются легкосплавные кованые. Изготавливаются они методом горячей штамповки из алюминиевых сплавов с последующей термической и механической обработкой. Благодаря высокой пластичности такой диск не разрушается после сильного удара, а деформируется наподобие стального.

    Помимо прочности, кованые диски отличаются от литых и штампованных меньшей массой. В среднем вес кованного диска в отличие от стального составляет 30-50%, а от литого — 20-30%. Такие показатели позволяют значительно улучшить управляемость, динамику и комфорт при передвижении.

    Основной минус кованных дисков – это ограниченность в дизайнерском оформлении.

    + высокая прочность и жесткость конструкции

    + низкий вес и высокая стойкость коррозии

    - высокая цена

    - меньший, по сравнению с литыми выбор моделей

    Крепеление дисков

    На легковых автомобилях колесные диски крепят к ступицам двумя способами: гайками на шпильках или болтами. Первый более распространен на автомобилях американского и японского производства, второй – европейского. Большинство производителей комплектуют диски набором уже специально подобранных болтов, поскольку проблема несоответствия крепежа диску достаточно актуальна и сегодня.

  • Эксплуатация и уход
    Советы по эксплуатации и уходу за дисками

    Долговечность дисков зависит от их правильной эксплуатации. Мы можем дать несколько рекомендаций, которые помогут сохранить ваши диски в хорошем состоянии как можно дольше.

    Начнём с внешнего вида.

    Все кованые  и литые диски покрыты специальной эмалью. Хотя она и обладает высокой прочностью, но тем не менее она подвержена царапинам и сколам, а так же «впитыванию» посторонних веществ, таких как пыль от стёртых тормозных колодок и тормозных дисков.

    Поэтому общие рекомендации будут такие же как и для ухода за лакокрасочными поверхностями:

    1. старайтесь содержать диски в чистом состоянии

    2. избегайте механических воздействий на диск, не прижимайтесь к бордюрному камню при парковке, это может повредить как диск так и саму шину.

    3. Обрабатывайте наружную поверхность диска бесцветной полиролью (такой же, как и для полировки и защиты кузова), она будет придавать диску блеск и защищать лак от атмосферных воздействий и пыли.

    Внимание! Не обрабатывайте поверхность диска растворителями, бензином или другими активными химическими веществами (например бесконтактная мойка), это может испортить эмаль или хромированную поверхность диска.

    Теперь поговорим о технической эксплуатации.

    К сожалению, качество наших дорог требует от водителей аккуратности при вождении, особенно на высоких скоростях.

    При попадании автомобиля на большой скорости в яму диск может треснуть и деформироваться (при этом, как правило, повреждается шина). Это может привезти к резкой потере давления в шине и, как следствие, к аварийной ситуации.

    Деформированный диск теряет свою форму и балансировку. В салоне автомобиля появляется характерная вибрация, увеличивающаяся при увеличении скорости. При деформации дисков передних колёс появляется заметное биение руля.

    Рекомендации:

    1. Будьте очень аккуратными при движении на высоких скоростях, особенно в тёмное время суток.

    2. Следите за затяжкой болтов (гаек) крепления колеса, Алюминиевые диски должны крепиться специально предназначенными для них болтами (гайками), при этом усилие затяжки должно соответствовать величине рекомендованной заводом, а болты (гайки) должны быть слегка смазаны любой густой смазкой. Износ посадочного конуса в отверстии диска может привести к обрыву шпильки при затяжке на тех машинах, где используются колпачковые (глухие) гайки.

    3. Если алюминиевые диски имеют декоративные колпаки, крепящиеся винтом (иногда с «секреткой»), обязательно обильно смажьте эти винты каким либо антикоррозионным составом (Мовиль, Тектил, Растстоп или аналогичными), в противном случае у Вас могут возникнуть проблемы с их отвинчиванием.



  • Конструкция дисков
    Диаметр диска (A), дюйм — диаметр кольцевой части обода, на которую опирается шина.

    Ширина обода (Б), дюйм — расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин колеса. Определяет возможную ширину профиля устанавливаемой шины.

    Хамп — кольцевой выступ, служит для дополнительной фиксации при монтаже бескамерной резины.

    Диаметр центрального отверстия (DIA), мм — измеряется со стороны привалочной плоскости. Он должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Особенно это важно для стальных дисков. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца.

    Вылет колеса (ЕТ), мм — расстояние от привалочной плоскости колеса (прилегающей к ступице) до плоскости, проходящей через середину посадочной ширины обода. Для каждого автомобиля изготовителем предусматривается перечень допустимых вариантов замены колес. Ему соответствует диапазон отклонений от штатного вылета (поле допусков), в пределах которого изменения характеристик подвески не­значительны. Как правило, отклонение вылета ±5 мм несущественно. Бывает как «положительный», так и «отрицательный» вылет, последний встречается в основном у внедорожников.

    PCD (Pitch Circle Diameter) — диаметр центров крепежных отверстий. Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.

    Для определения PCD надо измерить расстояние N (между центрами соседних отверстий) и умножить на соответствующий коэффициент.
    3 отверстия PCD=N×1,155



    4 отверстия PCD=N×1,414



    5 отверстий PCD= N ×1,701
  • Маркировка дисков
    Посадочная
    ширина
    обода
    Посадочный диаметр.
    Должен точно
    соответствовать
    посадочному диаметру
    используемой шины.
    Вылет — расстояние от привалочной плоскости
    колеса (прилегающей к ступице) до плоскости,
    проходящей через середину посадочной ширины
    обода (измеряется в мм).
    Количество крепежных отверстий.
    На легковых автомобилях может быть
    от трех до шести отверстий.
    Закодированная информация о
    конструктивных особенностях
    бортовых закраин обода (углы
    наклона, радиусы, закругления
    и т.п.)

    В зависимости от конкретной
    конструкции может быть написано
    JJ, JK, K или L.

    В большинстве случаев не влияет
    на возможность применения
    какого-либо вида шин.
    Закодированная информация о форме кольцевых
    выступов (хампов) на полках обода, которые
    удерживают бескамерную шину от соскакивания с
    диска.

    Конструкции хампов:
    — простой хамп H (Hump),
    — двойной H2,
    — плоский FH (Flat Hump),
    — ассиметричный AH (Asymmetric Hump),
    — комбинированный CH (Combi Hump).

    Иногда обходятся и без хампов — на ободе делают
    специальную полку SL (Special Ledge), параметры
    которой выверены так, что шина надежно
    держится, ни за что, кроме закраины обода,
    не «цепляясь».
    PCD — диаметр окружности центров крепежных отверстий.

    Эта величина должна точно соответствовать штатной, иначе невозможно добиться надежной фиксации колеса на ступице.
    DIA — диаметр центрального отверстия должен соответствовать (с минимальным зазором) диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля (измеряется в мм).

    Допускается отклонение его величины в большую сторону. В этом случае для установки колеса используют переходные центровочные кольца.

    На диске также должно быть указано:

    • товарный знак или наименование производителя;
    • дата изготовления (обычно год и неделя). Например, 0598 означает, что диск выпущен в 5-ю неделю 1998 года;
    • клеймо контролирующего органа (буквенно-цифровой индекс или изображение — птичка, цветочек и т.д. На литых дисках помимо клейма ОТК ставят еще и клеймо рентгенконтроля, которое свидетельствует о том, что диск не имеет внутренних дефектов — литьевых раковин;
    • клеймо национального ГОССТАНДАРТА;
    • предельная весовая нагрузка на диск (MAX LOAD) в килограммах или фунтах.

    На диске может быть указано:

    • предельное давление в шинах, на которое диск рассчитан. Например, MAX PSI 50 COLD означает, что давление в шине не должно превышать 50 футов на квадратный дюйм (3,5 кгс/кв.см)и измерять давление следует в холодной шине (Cold). MAX PSI указывают только американцы;
    • способ производства, если диск кованый (FORGED).