Классификация шин

Первая в мире шина появилась в 1888 году. Состояла она из резиновопарусинной смеси. Джон Бойд Данлоп говорил о своём изобретении так: «Эластичные опорные поверхности вокруг ободьев колёс облегчают движение и уменьшают шум, который они создают при движении». Он стремился повысить плавность хода трёхколёсного велосипеда своего сына — именно так ему пришла идея создания пневматической шины. Лишь спустя несколько лет его изобретение назвали как «Автомобильная шина».

классификация шин

Автомобильная шина — это один из наиболее важных элементов колеса, состоящий из гибкой резино-металло-тканевой оболочки, установленной на обод колеса. Шина обеспечивает контакт транспортного средства с дорожным полотном и предназначена для поглощения незначительных вибраций, вызываемых неровностью дорожного полотна в пятне контакта.

Пятно контакта — область соприкосновения шины и дорожного полотна.

По конструкции

Сплошная шина: шина, которая полностью состоит из резины. Использовались в основном на первых автомобилях. В наше время применяются в основном в производственно-бытовых устройствах и детских велосипедах. Такая шина не боится проколов.

Шина эластик: шина, которая используется в танковой промышленности. Такими шинами снабжались все опорные катки танка. Это придавало танку чрезвычайно мягкий ход.

Пневматическая шина: шина, гибкость в которой создаётся за счёт сжатого воздуха, находящегося в герметичной полости.

Безопасная шина: шина обладает усиленными боковинами. Наличие специального поддерживающего компонента позволяет им выдерживать вес автомобиля, не оседая, даже будучи спущенными.

По типу корда

Шина со стальным каркасом: радиальная шина, корд которой выполнен из металлических нитей.

Шина с нейлоновым (капроновым) кордом: пневматическая шина, корд которой изготовлен из нейлона (капрона). Шины выпускаемые с таким типом корда легче на ⅓. Такой шине не страшны боковые удары, у неё не образуются «грыжи» и не появляются «волоски» при износе резины, которые могут проткнуть камеру.

По расположению корда

Диагональная шина: это пневматическая шина у которой угол наклона нитей корда в каркасе и брекере распологаются от 30° до 40° к плоскости, проходящей через ось шины. При этом нити корда перекрещиваются, сохраняя равновесие конструкции в профиле шины.

Радиальная шина: пневматическая шина с радиальным расположением нитей корда. Такой тип шин обладает большей эластичностью и грузоподъёмностью. Такие шины маркируются буквой «R». Такая шина имеет неравновестную конструкцию профиля шины.

Опоясанная диагональная шина: диагональная шина, нити корда в которой расположены под углом более чем 60° к плоскости, проходящей через ось шины.

По типу камеры

Камерная шина: пневматическая шина внутри которой имеется камера. Камера состоит из резиновой смеси.
В настоящее время шины такого типа практически не используются за исключением грузового транспорта.

Бескамерная шина: пневматичексая шина покрытая изнутри слоем вязкой воздухонепроницаемой резины. Такие шины наиболее распространены благодаря своей надёжности, меньшей массе и удобству эксплуатации.

По типу протектора

Универсальная шина: шина с универсальным рисунком протектора для эксплуатации на грунтовых дорогах и дорогах с улучшенным покрытием.

Шина типа «РС»: шины этого типа имеют радиальное расположение нитей каркаса и съемный протектор, армированный стальным кордом. Съемный протектор изготавливается из одного или трех колец. В момент накачивания такой шины протекторные кольца плотно усаживаются на свои места.

Шина псевдослик: шина предназначена для сухого асфальта.

Дорожная шина: шина с дорожным рисунком протектора, обеспечивающим хорошее сцепление с поверхностью дороги на больших скоростях.

Дождевая шина: шина, устраняющая эффект аквапланирования, особенно в сильный дождь. Выдавливание воды из пятна контакта происходит за счёт своеобразного рисунка протектора, а ламели обеспечивают «вакуумное присасывание» покрышки к дороге.

Шина повышенной проходимости: пневматическая шина с рисунком протектора повышенной проходимости, позволяющим автомобилю двигаться на мокром черноземе, влажной луговине и снежном поле.

Шина микст: гоночная шина изготовленная по особой технологии со специальным составом и конструкцией, позволяющая проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шина микст являются неким средним классом между сликами и дождевыми.

По сезону

Летняя шина: шина с летним рисунком протектора. Предназначена для работы на сухих или мокрых дорожных покрытий. Не рекомендуется использовать летом шины предназначенные для зимних условий. Т.к. в этом случае ускоряется износ протектора, ухудшается управляемость автомобилем.Зимний рисунок протектора точно так же как и сам состав (компаунд) резины кардинально отличается от летнего. Традиционный летний рисунок протектора.

Зимняя шина: пневматическая шина с зимним рисунком протектора разработанного для работы на снежных, мокрых, грязных (в т.ч. снежная каша) и рыхлых дорогах. Не рекомендуется использовать зимой летнюю резину, т.к. она быстро теряет свои сцепные свойства. За счёт этого очень сильно увеличивается тормозной путь. В свою очередь зимние шины делятся на шипованные (шина с шипами расположенными в покрышке, повышающими сцепление с обледеневшей дорогой) и не шипованные. Зимние шины имеют отличный рисунок от летнего.

По профилю

Профиль шины — это процентное отношение её высоты к ширине.

Арочная шина: как правило это шина с профилем в виде арки и отношением высоты профиля к его ширине 25—30%. Арочные шины имеют крупные грунтозацепы. (рис. 5) Шины такого профиля устанавливаются в основном на агропромышленную технику.

Низкопрофильная шина: шина, имеющая отношение высоты профиля к его ширине 30—50%. Применяется обычно на легковых автомобилях. Шины с таким профилем бывают только бескамерными.

Шина обычного профиля: имеет отношение высоты профиля к его ширине 51—80%. Обычно с нерегулируемым давлением и устанавливается на дорожные автомобили. Шины такого профиля бывают камерными и бескамерными.

Широкопрофильная шина: Шины с таким профилем выпускают в камерном и бескамерном исполнении (см. арочная шина). Главными отличием широкопрофильных шин от обычных являются ширина профиля, увеличенная в полтора—два раза, более прочные каркас и бортовая часть. Такие шины могут быть с регулируемым давлением.

Пневмокаток: шина с тонкостенной эластичной резинокордной оболочкой, работающая при сверхнизком давлении. Пневмокатки отличаются шириной профиля, обычно превышающей наружный диаметр пневмокатка. Отличается меньшим давлением (10—250 кПа). За счёт низкого давления в шинах, транспорт не оставляет колеи.

По давлению

Шина сверхнизкого давления: внутреннее давление воздуха около 0,05—0,08 Мпа.

Шина низкого давления: внутреннее давление воздуха около 0,1—0,4 Мпа.

Шина среднего давления: внутреннее давление воздуха около 0,4—0,6 Мпа.

Шина высокого давления: внутреннее давление воздуха около 0,6—0,7 Мпа и выше.

Шина регулируемого давления: в шинах такого класса можно менять давление в зависимости от условий эксплуатации. ( см. широкопрофильная шина )

1 Мпа = 9,8692 атм